20.07.2009 | Служба новостей Росфирм

Аэропорт Калининграда получил независимость

Аэропорт Калининграда получил независимость

Авиакомпания "КД авиа" передала управление аэропортом Калининграда отдельной структуре - ЗАО МАК. Разделение бизнесов по видам деятельности было условием господдержки "КД авиа", попавшей в тяжелую финансовую ситуацию. Но эксперты считают выполнение требования государства лишь формальностью, поскольку и имущество аэропорта, и долги остались за "КД авиа".
Исполнительный директор "КД авиа" Леонид Ицков рассказал "Ъ", что с 15 июля аэропортом Калининграда, входившим в структуру компании, управляет ЗАО "Международный аэропорт Калининград" (МАК). По словам топ-менеджера, часть сотрудников "КД авиа", занятых аэропортовой деятельностью, уже переходит на работу в МАК. "Это согласованный процесс, который проходит в соответствии с поручением Минтранса и Росавиации о разделении функций по управлению аэропортом и авиакомпанией",- пояснил господин Ицков. Он уточнил, что речь идет только о передаче функций, не затрагивающей имущественный комплекс аэропорта.
Леонид Ицков пояснил, что первоначально учредителем МАК выступила структура мажоритарного акционера "КД авиа" Сергея Грищенко (ему принадлежит более 90% компании). Но сейчас МАК принадлежит двум юридическим лицам, которые, как уверяет топ-менеджер, не имеют отношения к господину Грищенко.
Кому и когда были проданы доли, господин Ицков уточнить отказался. Согласно ЕГРЮЛ и СПАРК, МАК учрежден в мае 2006 года ООО "Калининградавиа-инвест" (100% долей принадлежит Сергею Грищенко), данных о новых акционерах нет.
Калининградский аэропорт Храброво входит в десятку крупнейших в России, в 2008 году обслужил 1,87 млн пассажиров, в январе-мае - 459,6 тыс., что ниже аналогичного периода 2008 года на 28,1%. До сих пор аэропортом управляла "КД авиа", созданная в 2002 году на базе обанкротившегося объединенного государственного авиапредприятия. В 2007 году в аэропорту введена первая очередь нового международного терминала. Старое здание аэровокзала и первая очередь нового заложены в банках "Санкт-Петербург" и ВТБ по кредитам на 3,6 млрд руб.
Об окончательном решении выделить из "КД авиа" аэропорт "с последующим раздельным финансированием" было объявлено 28 ноября 2008 года после совещания в правительстве Калининградской области. К тому времени финансовая ситуация в "КД авиа" уже была близка к критической: дефолт по оферте облигационного займа на 1 млрд руб. произошел в октябре. Неделю назад вице-премьер Сергей Иванов на заседании президиума правительства сообщил, что разделение бизнесов является необходимым условием для получения областью целевой субсидии из федерального бюджета в размере 4 млрд руб. для внесения в уставный капитал "КД авиа" в обмен на контрольный пакет акций (см. "Ъ" от 14 июля). Леонид Ицков пояснил "Ъ", что формально проведение допэмиссии акций "КД авиа" не связано с разделением, которое идет параллельно.
Эксперты отмечают, что "КД авиа" лишь формально обеспечила выполнение требования регулятора и ввела независимого оператора аэропорта, но более принципиальным является вопрос о собственнике на имущество, в первую очередь аэровокзальных терминалов. Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что теперь Минтранс с Росавиацией и Федеральной антимонопольной службой не сможет предъявлять претензии "КД авиа" по злоупотреблению доминирующим положением, однако неофициально собственник терминалов сможет влиять на политику аэропорта, в том числе и на процесс выдачи слотов авиакомпаниям. "Но в любом случае новая управляющая компания в аэропорту не сможет обойтись без "КД авиа", поскольку она обеспечивает в Храброво основной пассажиропоток через международные стыковочные рейсы, тогда как другие авиакомпании выполняют лишь магистральные рейсы с конечной точкой в Калининграде и не привозят большого числа пассажиров",- отмечает эксперт.
Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий добавляет, что теперь управлением аэропортом Храброво будет заниматься не обремененная долгами компания, которой будет проще привлекать внешнее финансирование, в первую очередь у банков. Так, интерес к "инвестиционному проекту по развитию наземной инфраструктуры" в Храброво уже официально подтвердил ВЭБ.

http://www.kommersant.ru